24.01.2022 5-А, 5-Б Литература
24.01.2022 5-А, 5-Б Литература
Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:
РУССКИЙ ОФИЦЕР В ПЛЕНУ У ГОРЦЕВЗдравствуйте, ребята.
Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Умер в 1910. Он прожил 82 года и почти всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений - 90 томов. Толстой много написал для детей и о детях, об их шалостях, играх. учёбе, о том, как дети познают окружающий их мир; как собирают грибы, боятся грозы, тайком лакомятся сливами и многое другое. Продолжаю свой рассказ: детство Л. Н. Толстого прошло в деревне Ясная Поляна. Детей было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и младшая сестра Машенька. Дети рано осиротели, в 1830 году умерла мать (Льву было 1,5 года), несколькими годами позднее умер отец ( в 1837 году, Льву - 9 лет).
Воспитательницей детей стала Татьяна Александровна Ергольская. Дети росли очень дружными, на них огромное влияние оказывал старший брат Нтколай. Он много читал, замечательно рассказывал и очень хорошо рисовал. Под влиянием старшего брата младшие уже в раннем возрасте задумывались о смысле жизни, о том, что нужно делать, чтобы все людям было хорошо и счастливо жить на свете.
Когда Лев Николаевич вырос, то, именно желая походить на старшего брата, он отправился на Кавказ, в действующую армию, где принял участие в Крымской войне (1853 - 1856гг.).
1. Просмотрите видеролик по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=-1_hODjR8ao
2. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом, записать план статьи в тетрадь:
План.
1. Детство писателя: без родителей
2. Воспитание и образование будущего писателя
3. Ясная Поляна — малая родина Толстого
4. Военная биография Толстого
5. «Мысль народная»
6. Место Толстого в русской и мировой культуре
3. ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. И. Толстым в 70-е годы XIX века.«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: „На Кавказе тогда война была". Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете — на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.
От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.
Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен».
Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау
«Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку, наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее: тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми нежными глазами...
Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь ты смелость, — сказал мне однажды Тамбиев, — так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению. Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?" Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось, к их удовольствию. <...>
Детское любопытство взяло верх над страхом. Смотря на детей Тамбиева, давно привыкших ко мне, другие дети начали подходить поближе, потом одна из девочек решилась влезть в мою башню, и кончилось тем, что мы очень подружились... Чаще всего меня навещали две молодые девочки... Кучухуж и её служанка Хан. Пользуясь каждою свободной минутой, они прибегали ко мне с какими-нибудь детскими рассказами или расспросами, приносили мне яиц, ягод, табаку, приводили за собой других девочек, пели хором абазехские песни или, видя меня нерасположенным и задумчивым, сидели молча в ожидании от меня ласкового слова».
4. Работа с текстом рассказа
4.1. Просмотреть видеоролик по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=1bQuPPbyVfI&t=6s
4.2. Заполнить и записать таблицу в тетрадь
Чтобы заполнить таблицу,
вам надо ответить на обобщающие вопросы.
Сравнительная
характеристика героев |
||
Общее в
образах Жилина и Костылина: |
||
Обобщающие вопросы |
Жилин |
Костылин |
— Что нам уже
известно о Жилине и Костылине? Каково их происхождение, профессия, род
занятий? |
|
|
— Почему они попали
в плен? |
|
|
— О чём нам говорят
их фамилии? |
|
|
Различное в облике
и характерах Жилина и Костылина: |
||
Обобщающие вопросы |
Жилин |
Костылин |
— Как выглядели
герои? Что автор подчёркивает в их внешности? |
|
|
— Как вели себя
Жилин и Костылин перед тем, как попали в плен? |
|
|
— Как вели себя
Жилин и Костылин в плену? На чьей стороне симпатии автора? |
|
|
— Как жили Жилин и
Костылин у татар после побега? |
|
|
— Как Дина помогала
Жилину? Зачем автор рассказывает нам об их дружбе? |
|
|
— Как Жилин и
Костылин выбрались из татарского плена? |
|
|
Комментарии
Отправить комментарий