24.01.2022 5-А, 5-Б Литература

 24.01.2022 5-А, 5-Б Литература

Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»:

РУССКИЙ ОФИЦЕР В ПЛЕНУ У ГОРЦЕВ

Здравствуйте, ребята. 

Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве великого русского писателя Льва Николаевича  Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Умер в 1910. Он прожил 82 года и почти всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений - 90 томов. Толстой много написал для детей и о детях, об их шалостях, играх. учёбе, о том, как дети познают окружающий их мир; как собирают грибы, боятся грозы, тайком лакомятся сливами и многое другое. Продолжаю свой рассказ: детство Л. Н. Толстого прошло в деревне Ясная Поляна. Детей было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и младшая сестра Машенька. Дети рано осиротели, в 1830 году умерла мать (Льву было 1,5 года), несколькими годами позднее умер отец ( в 1837 году, Льву - 9 лет).

Воспитательницей детей стала Татьяна Александровна Ергольская. Дети росли очень дружными, на них огромное влияние оказывал старший брат Нтколай. Он много читал, замечательно рассказывал и очень хорошо рисовал. Под влиянием старшего брата младшие уже в раннем возрасте задумывались о смысле жизни, о том, что нужно делать, чтобы все людям было хорошо и счастливо жить на свете.

Когда Лев Николаевич вырос, то, именно желая походить на старшего брата, он отправился на Кавказ, в действующую армию, где принял участие в Крымской войне (1853 - 1856гг.).

1. Просмотрите видеролик по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=-1_hODjR8ao

2. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом, записать план статьи в тетрадь:

План.

1. Детство писателя: без родителей

2. Воспитание и образование будущего писателя

3. Ясная Поляна — малая родина Толстого

4. Военная биография Толстого

5. «Мысль народная»

6. Место Толстого в русской и мировой культуре

3ИЗ ИСТОРИИ РАССКАЗА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. И. Толстым в 70-е годы XIX века.
«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: „На Кавказе тогда война была". Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете — на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.
От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.
Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен».

Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау
«Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку, наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее: тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми нежными глазами...
Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь ты смелость, — сказал мне однажды Тамбиев, — так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению. Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?" Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось, к их удовольствию. <...>
Детское любопытство взяло верх над страхом. Смотря на детей Тамбиева, давно привыкших ко мне, другие дети начали подходить поближе, потом одна из девочек решилась влезть в мою башню, и кончилось тем, что мы очень подружились... Чаще всего меня навещали две молодые девочки... Кучухуж и её служанка Хан. Пользуясь каждою свободной минутой, они прибегали ко мне с какими-нибудь детскими рассказами или расспросами, приносили мне яиц, ягод, табаку, приводили за собой других девочек, пели хором абазехские песни или, видя меня нерасположенным и задумчивым, сидели молча в ожидании от меня ласкового слова».

4. Работа с текстом рассказа

4.1. Просмотреть видеоролик по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=1bQuPPbyVfI&t=6s

4.2. Заполнить и записать таблицу в тетрадь

Чтобы заполнить таблицу, вам надо ответить на обобщающие вопросы.

Сравнительная характеристика героев

Общее в образах Жилина и Костылина:

Обобщающие вопросы

Жилин

Костылин

— Что нам уже известно о Жилине и Костылине? Каково их происхождение, профессия, род занятий?

 

 

— Почему они попали в плен?

 

 

— О чём нам говорят их фамилии?

 

 

Различное в облике и характерах Жилина и Костылина:

Обобщающие вопросы

Жилин

Костылин

— Как выглядели герои? Что автор подчёркивает в их внешности?

 

 

— Как вели себя Жилин и Костылин перед тем, как попали в плен?

 

 

— Как вели себя Жилин и Костылин в плену? На чьей стороне симпатии автора?

 

 

— Как жили Жилин и Костылин у татар после побега?

 

 

— Как Дина помогала Жилину? Зачем автор рассказывает нам об их дружбе?
— Почему Жилин решился на второй побег, а Костылин остался в плену?

 

 

— Как Жилин и Костылин выбрались из татарского плена?
— Как Толстой описывает чувства Жилина, когда он попал к своим?

 

 

 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

01.11.2021 Литература 5-А, 5- Б

ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

04.05.2022 Литература 6-Б