15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б

 Дата 15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б

Уважаемые родители, ребята!

    Напоминаю, что вам необходимо забрать свои рабочие тетради в холле школы( у дежурного на 1 этаже 

Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

Если вы присылаете фото, то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными.

Много времени у меня уходит на переименование работ.

Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com.

При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. 

Всегда рада помочь! 


Тема: Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ  

Цель урока: расширить представление о басне как литературном жанре; познакомить с основными фактами биографии И.А.Крылова, развивать умение характеризовать литературных героев на основе их поступков, развивать умение видеть и находить в тексте басни мораль, скрытые приемы; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; совершенствовать навыки выразительного чтения

 

Ход урока

 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВОПРОС.

Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что такое басня; выясним, где и когда появились басни; познакомимся с самыми известными баснописцами мировой литературы; поговорим о русских баснях и баснописцах.

Запишите в рабочей тетради

Пятнадцатое ноября

Дистанционное обучение

Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ  

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Вступительное слово.

«Однажды мальчик Костя подошел к своему дедушке с вопросом:

– Дедушка, в какой стране говорят на эзоповом языке? – спросил как-то Костя.

– Почему ты решил, что на эзоповом языке говорят в какой-нибудь стране? – поинтересовался дедушка.

– Я читаю книгу про шпионов, – охотно ответил Костя, – так вот, там один шпион говорит другому, что для безопасности они будут говорить между собой на эзоповом языке. А значит – есть такая страна, Эзопия?

– Ах, вот в чём дело, – усмехнулся дедушка, – тогда всё ясно. Но твои шпионы не совсем грамотные люди.

Вообще-то, «эзопов язык» – это литературный термин и используют его обычно в баснях.

– О-о, басня! – оживился Костя. – Мне нравятся басни Крылова! Но при чём тут Эзоп и его язык?

– А при том, – ответил дедушка, – что у басен богатая и интересная история, о которой стоит поговорить.

- Что вообще такое басня? – спросил Костя. И  откуда же появилось такое замечательное произведение?»

 

Ребята, я думаю, что и вам тоже интересно узнать ответ на эти вопросы. Просмотрите видео по ссылке:


https://www.youtube.com/watch?v=73I43_XFQQE&t=73s 

«Удивительно! – воскликнул Костя. – Басни прожили такой долгий век и живут до сих пор!

 Да, – согласился с ним дедушка, – басни – очень древний жанр литературы. А как ты думаешь, почему они существуют и сейчас?

Костя задумался, а потом сказал:

 Ведь люди и сейчас бывают жадными, злыми, упрямыми, грубыми… И надо указывать им на их недостатки.

 Конечно, надо, – кивнул головой дедушка, – и лучше басни никто этого не сделает.»

 

2. Словарная работа. Запиши в словарик литературных терминов (если не еще не завели – завести обязательно!)

Басня- это короткий нравоучительный и сатирический рассказ или стихотворение. В басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки (пороки)

Главный смысл басни заключается в морали.

Мораль-это нравоучение.

Цель басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни.

Олицетворение – художественный прием наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека.

Аллегория - художественный прием изображения отвлеченных понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) Нравственные качества людей в баснях изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство – в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень – все это отвлеченные понятия.

 

3. Русские басни.  Иван Андреевич КРЫЛОВ.  

Особое отношение к басням было в России.  В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

         Сюжеты басен Крылова очень разнообразны. Эти басни легко читаются и запоминаются наизусть. Ну и наконец, они просто очень интересны. 

Задание 1. Просмотрите видеоурок по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=hTuNInSwj08&t=41s

Задание 2. Прочитайте в учебнике статью с.58-59. Проверьте себя и перескажите статью по плану

1. Место рождения, родители, материальное положение семьи.

2. Отношения юного Крылова с матерью.

3. Способности и любимые занятия будущего баснописца.

4. Начало трудовой деятельности.

5. Самовоспитание и самообразование Крылова.

6. Начало литературной деятельности.

7. Юбилей баснописца.

8. Заслуги Крылова перед Россией

Задание 3. Послушайте басню «Свинья под дубом» в актерском исполнении по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=CIoEpkjDCUc 

4. Работа над басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».

Анализ содержания басни «Свинья под дубом».

- Что делает Свинья?

- Есть ли в её действиях какой-то смысл?

- Какие черты человека олицетворяет Свинья?

- Кого подразумевает автор под Дубом, Свиньёй и Вороном? (Дуб – русский народ,

Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек).

- Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга?

Задание 4. Заполните таблицу «Характеристика персонажей»

ВОРОН

СВИНЬЯ

 

 

 

 


 

Задание 5. Запишите в тетрадь

- В каких строчках заключена мораль басни?

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя,      

что он вкушает их труды.


3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

А теперь повторим то, что мы узнали о баснях:

Басня – небольшой по объёму рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются человеческие недостатки.

Басня состоит из двух частей: основная часть и мораль – главная мысль всей басни;

Басня всегда иносказательна: в ней действуют обладающие человеческими характерами и привычками звери и другие существа.

Басня – произведение сатирическое, в нём часто используется диалог.

 

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Пройти по ссылке и выполнить задания https://edu.skysmart.ru/student/bohididevu

(Тест - ТОЛЬКО 15 НОЯБРЯ)


2. Выучить басню И.А Крылова «Свинья под дубом», Записать своё выступление на видео и прислать мне на почту  z.malin2505@gmail.com - до19.11.

 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

01.11.2021 Литература 5-А, 5- Б

ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

04.02.2022 6-Б Литература