15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Уважаемые родители, ребята!
Напоминаю, что вам необходимо забрать свои рабочие тетради в холле школы( у дежурного на 1 этаже
Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.
Если вы присылаете фото, то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными.
Много времени у меня уходит на переименование работ.
Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com.
При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86.
Всегда рада помочь!
Тема: Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ
Цель урока: расширить
представление о басне как литературном жанре; познакомить с основными фактами
биографии И.А.Крылова, развивать умение характеризовать литературных героев на
основе их поступков, развивать умение видеть и находить в тексте басни мораль,
скрытые приемы; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в
ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову;
совершенствовать навыки выразительного чтения
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВОПРОС.
Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что
такое басня; выясним, где и когда появились басни; познакомимся с самыми
известными баснописцами мировой литературы; поговорим о русских баснях и
баснописцах.
Запишите в рабочей тетради
Пятнадцатое ноября
Дистанционное обучение
Русские
басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Вступительное слово.
«Однажды мальчик Костя подошел к своему дедушке
с вопросом:
– Дедушка, в какой стране говорят на эзоповом
языке? – спросил как-то Костя.
– Почему ты решил, что на
эзоповом языке говорят в какой-нибудь стране? – поинтересовался дедушка.
– Я читаю книгу про шпионов,
– охотно ответил Костя, – так вот, там один шпион говорит другому, что для
безопасности они будут говорить между собой на эзоповом языке. А значит – есть
такая страна, Эзопия?
– Ах, вот в чём дело, –
усмехнулся дедушка, – тогда всё ясно. Но твои шпионы не совсем грамотные люди.
Вообще-то, «эзопов язык» – это литературный термин
и используют его обычно в баснях.
– О-о, басня! – оживился
Костя. – Мне нравятся басни Крылова! Но при чём тут Эзоп и его язык?
– А при том, – ответил
дедушка, – что у басен богатая и интересная история, о которой стоит
поговорить.
- Что вообще такое басня? – спросил
Костя. И откуда же появилось такое
замечательное произведение?»
Ребята, я думаю, что и вам тоже интересно узнать ответ на эти вопросы. Просмотрите видео по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=73I43_XFQQE&t=73s
«Удивительно! – воскликнул Костя. – Басни прожили такой долгий век
и живут до сих пор!
– Да, – согласился с ним
дедушка, – басни – очень древний жанр литературы. А как ты думаешь, почему они
существуют и сейчас?
Костя задумался, а потом сказал:
– Ведь люди и сейчас бывают
жадными, злыми, упрямыми, грубыми… И надо указывать им на их недостатки.
– Конечно, надо, – кивнул
головой дедушка, – и лучше басни никто этого не сделает.»
2. Словарная работа. Запиши в
словарик литературных терминов (если не еще не завели – завести
обязательно!)
Басня- это короткий нравоучительный и сатирический рассказ или
стихотворение. В басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские
недостатки (пороки)
Главный смысл басни заключается в
морали.
Мораль-это нравоучение.
Цель басни —
вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной
жизни.
Олицетворение – художественный прием наделения животных,
растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека.
Аллегория
- художественный прием изображения отвлеченных понятий в
конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы)
Нравственные качества людей в баснях изображаются в образах животных: хитрость
в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство – в виде
змеи и др. Хитрость, жадность, лень – все это отвлеченные понятия.
3. Русские басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ.
Особое отношение к басням было в России. В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли
басни. Пишут басни и поэты нашего времени.
Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.
Сюжеты басен Крылова очень разнообразны.
Эти басни легко читаются и запоминаются наизусть. Ну и наконец, они просто
очень интересны.
Задание 1. Просмотрите
видеоурок по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=hTuNInSwj08&t=41s
Задание 2. Прочитайте в
учебнике статью с.58-59. Проверьте себя и перескажите статью по плану
1. Место рождения, родители,
материальное положение семьи.
2. Отношения юного Крылова с матерью.
3. Способности и любимые занятия
будущего баснописца.
4. Начало трудовой деятельности.
5. Самовоспитание и самообразование
Крылова.
6. Начало литературной деятельности.
7. Юбилей баснописца.
8. Заслуги Крылова перед Россией
Задание 3. Послушайте басню «Свинья под дубом» в актерском исполнении по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=CIoEpkjDCUc
4. Работа над басней
И.А.Крылова «Свинья под дубом».
Басня
«Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное
действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает,
что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она
начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие
ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка:
«Рубить сук, на котором сидишь».
Анализ содержания басни «Свинья под
дубом».
- Что делает Свинья?
- Есть ли в её действиях какой-то смысл?
- Какие черты человека олицетворяет
Свинья?
- Кого подразумевает автор под Дубом,
Свиньёй и Вороном? (Дуб – русский народ,
Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек).
- Басня построена на антитезе –
противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга?
Задание 4. Заполните таблицу «Характеристика персонажей»
ВОРОН |
СВИНЬЯ |
|
|
|
|
Задание 5. Запишите в тетрадь
- В каких строчках заключена мораль
басни?
Невежда так же в
ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя,
что он вкушает их
труды.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
А теперь повторим то,
что мы узнали о баснях:
Басня – небольшой по объёму рассказ или стихотворение, в
котором высмеиваются человеческие недостатки.
Басня состоит из двух частей: основная часть и мораль – главная мысль всей басни;
Басня всегда иносказательна: в ней
действуют обладающие человеческими характерами и привычками звери и другие
существа.
Басня – произведение сатирическое,
в нём часто используется диалог.
4.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
(Тест - ТОЛЬКО 15
НОЯБРЯ)
2. Выучить басню И.А Крылова «Свинья под дубом», Записать своё выступление на видео и прислать мне на почту z.malin2505@gmail.com - до19.11.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Комментарии
Отправить комментарий