10.11.2021 Литература 5-А, 5-Б урок 2

 10.11.2021. Литература 5-А, 5-Б

Уважаемые родители, ребята!

     Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия,  и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия.

Если вы присылаете фото, то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными.

Много времени у меня уходит на переименование работ.

Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com.

При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. 

Всегда рада помочь!

Тема: Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).  «Случились вместе два астронома в пиру…»

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления)

Цели  урока:

познакомиться с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного - М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения;

развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.

Словарная работа: ритор, механик, минералы. Астроном, очаг. Весьма, слыл, о сём.

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и стихотворец,

он всё испытал и всё прошёл...

А.С. Пушкин

 

ХОД  УРОКА

I.  Организационный   момент.               

Записать в тетради

Десятое ноября

Классная работа

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).

 

II. Изучение нового материала

 

1. Вступительное слово.

М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Ломоносов за свою жизнь преуспел во многих науках, овладел 11 языками (12 – арабский - начал учить за несколько месяцев до смерти).

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет удостоен звания академика.

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».

 Посмотрите видеоурок по ссылке, познакомьтесь с интересными фактами из жизни  Михаила Васильевича Ломоносова:

https://www.youtube.com/watch?v=dOZslkpBaj4

 

2. Знакомство  со  стихотворением «Случились вместе два астронома в пиру...».

Задание 1. Выразительно прочитать вслух стихотворение. Учебник стр. 55.

Задание 2. Словарная работа:

Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.

    Астроном - астроном (ученый).

               Весьма - очень сильно.

               В жару - в пылу спора (сильно).

               Слыл - все его знали.

               Коперникпольский астроном.

               Птолемей - древнегреческий астроном.

               Очагместо, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Беседа  по тексту.

Задание 3 Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?  (выполняем  в Листе контроля)

Задание 4. О чём спорили учёные Коперник и Птолемей? (выполняем  в Листе контроля)

- Кто разрешил их спор?

- Какие доводы использовал для этого повар?

- Что хотел сказать своим произведением автор?

- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смешно?

- В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении

  «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

- Что такое юмор?

        Юмор - понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно –  насмешливое отношение к чему - либо.

(Записать в тетрадь и выучить)

3. Работа со схемой  «Роды и жанры литературы».

РОДЫ  И  ЖАНРЫ  ЛИТЕРАТУРЫ

        Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.


Прочитайте материал в учебнике нас. 56, устно ответьте на вопросы с.55. Запишите в тетради схему

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

     Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворения;

драма — пьесы, сценки.

     В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах...

 

          III. Домашнее   задание.

Выучить термины. Подготовить выразительное чтение  стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру...».

Задание 5. Написать ответ на вопрос №1, стр.55. (выполняем  в Листе контроля).

Изучить материал на стр.56.

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

  

Лист контроля

5 - __  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

 

10.11.2021 Литература

 

Тема: Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ  (1711-1765).  «Случились вместе два астронома в пиру…»

 

Задание 3. Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?_______________

____________________________________________________________________________

 

Задание 4. О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?__________________________

____________________________________________________________________________ 

Задание 5. Написать ответ на вопрос №1, стр.55.________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

01.11.2021 Литература 5-А, 5- Б

ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

04.02.2022 6-Б Литература