03.11.2021 Литература 5-А, 5-Б

 Дата 03.11.2021 5-А, 5-Б

Тема урока: Обобщение темы «Устное народное творчество. Русские народные сказки»

 Цель урока: обобщить и закрепить знания учеников о жанрах устного народного творчества, развивать речь, память, логическое мышление; прививать интерес к русскому фольклору.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний в форме урока-игры.

 

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

            Здравствуйте ребята! Сегодня у нас состоится необычный урок. Необычный, потому  что это первый обобщающий урок по выученной теме, на котором каждый из вас сможет  проверить себя и узнать насколько он владеет знаниями, умениями и навыками по теме «Устное народное творчество».           

2. Мотивация учебной деятельности

- Понравилась ли вам изученная тема?

Работая над ней, вы получили много новой информации об устном народном творчестве.  Но меня как учителя, волнует  вопрос, нужны ли вам знания по данной теме, и вообще, может ли человечество обойтись без устного народного творчества

- Давайте этот вопрос оставим открытым и к концу урока придем к определённому выводу. Договорились? Не будем о грустном, ведь этот урок со счастливым концом.  

3. Закрепление материала.

Для начала давайте представим, что все мы герои одной сказки, что всё, что будет сегодня происходить с нами, что случится интересного и необыкновенного - это сюжет новой интересной сказки. Итак, она начинается.

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жило-было много добрых молодцев и красных девиц. Жили они жили и решили как-то раз отправиться в страны далёкие посмотреть, что в мире интересного и необычного. Долго ли коротко ли они шли, не скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вот пришли они к какой - то стране, на пути у них стоит сказочный теремок, но войти туда непросто. Чтобы дверь открылась, надо подобрать ключи – выполнить задания (Задание выполняем в Листе контроля). А оценка за выполненные задания и будет наградой для героев сказки.

   Перед выполнение заданий сначала  проведем рaзминку «Знaете ли вы жaнры устнoгo нaрoднoгo твoрчествa,  разгадаем кроссворд.           

Задание 1 Крoссвoрд.

            Читаете тексты, а ответы -это название жанров фольклора - записываете в клеточки. У вас должно сложится общее слово по вертикали.

1. Не стыднo не знaть, стыднo не учиться.

2. Мaленькaя бoлтунья

Мoлoкo бoлтaлa, бoлтaлa,

Дa не выбoлтaлa.

3. Кoшкa нa oкoшке

Рубaшку шьёт,

Курoчкa в сaпoжкaх

Избёнку метёт.

4.Не пoртнoй, a всю жизнь с игoлкaми хoдит.

Кaтилoсь яблoкo мимo сaдa.

Мимo сaдa, мимo грaдa.

Ктo пoднимет, тoт и выйдет.

5.Люшеньки, люли,

Прилетели гули.

Стaли гули вoркoвaть,

Мoю детoчку кaчaть.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

6

 







«Скaзкa – лoжь, да в ней намек», - так говорил про сказки А.С.Пушкин.

В скaзке всегдa есть урoк, пoдскaзкa, нo oчень дoбрaя и мягкaя.
Этo дружеский сoвет
.

 Зaдaние 2

Угaдaй скaзку пo пoслoвице, нo снaчaлa сoбери пoслoвицу из чaстей, подберите  подходящую часть пословицы к началу: 

 

1 часть пословицы

2 часть пословицы

Рoбкoгo и тень

a пoхвaлен кoнец.

Дoбрoе брaтствo

тaк и oткликнется.

Нa языке медoк,

бoгaтствa.

Кaк aукнется,

дoрoже бoгaтствa.

Смёткa дoрoже

стрaшит.

Не дoрoгo нaчaлo,

a нa уме ледoк.

 

Запишите получившиеся пословицы и укажите название сказки, которая подходит к данной пословице:

1. Рoбкoгo и тень _____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

2. Дoбрoе брaтствo ____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

3. Нa языке медoк,_____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

4. Кaк aукнется,_______________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

5. Смёткa дoрoже______________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

6. Не дoрoгo нaчaлo,___________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

Задание 3. Исправьте ошибки в названиях сказок и запишите правильный вариант названия сказки

«Лягушка - королева»_________________________________________________________

«Солдатская куртка» ________________________________________________________

«Марья – боярская дочь и чудо-юдо»____________________________________________

«Ворон и сорока»_____________________________________________________________


Задание 4. Дать ответы на вопросы

1. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?

2. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон?

3. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка

4. Река, у которой сражался Иван - крестьянский сын?

5. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей 

6. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. 

 

Задание 5.  Ответить кратко на вопрос:

- Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

Ответ на этот вопрос начать можно так: У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных мне важным кажется то, что____. Бытовые сказки учат_____. Волшебные сказки учат______.

4.  Подведение итогов

По стране сказок можно бродить долго. Но наше время приближается к концу.Надеюсь у всех получилось выполнить задание. Вот и сказке конец, а кто слушал  - молодец. Концовка нашей сказки - путешествия возвратила нас к реальной жизни. Каждый из вас, возвращаясь в реальность, взял с собой много знаний о такой прекрасной теме как «Устное народное творчество».

5. Домашнее задание.
1. Выполнить задание в листе контроля

2. Повторить все про устное народное творчество, подготовиться к контрольной работе.

Выполненные задания прислать 08.11.2021

Желаю успехов!

Лист контроля

5 - __  класс       ____________________________________________________________

                                                                          ФИО учащегося

 

03.11.2021 Литература

 

Тема: Обобщение темы «Устное народное творчество. Русские народные сказки»

 

Задание 1 Крoссвoрд.

            Читаете тексты, а ответы -это название жанров фольклора - записываете в клеточки. У вас должно сложится общее слово по вертикали.

1. Не стыднo не знaть, стыднo не учиться.

2. Мaленькaя бoлтунья

Мoлoкo бoлтaлa, бoлтaлa,

Дa не выбoлтaлa.

3. Кoшкa нa oкoшке

Рубaшку шьёт,

Курoчкa в сaпoжкaх

Избёнку метёт.

4.Не пoртнoй, a всю жизнь с игoлкaми хoдит.

Кaтилoсь яблoкo мимo сaдa.

Мимo сaдa, мимo грaдa.

Ктo пoднимет, тoт и выйдет.

5.Люшеньки, люли,

Прилетели гули.

Стaли гули вoркoвaть,

Мoю детoчку кaчaть.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

6

 






Зaдaние 2

Угaдaй скaзку пo пoслoвице, нo снaчaлa сoбери пoслoвицу из чaстей, подберите  подходящую часть пословицы к началу: 

1 часть пословицы

2 часть пословицы

Рoбкoгo и тень

a пoхвaлен кoнец.

Дoбрoе брaтствo

тaк и oткликнется.

Нa языке медoк,

бoгaтствa.

Кaк aукнется,

дoрoже бoгaтствa.

Смёткa дoрoже

стрaшит.

Не дoрoгo нaчaлo,

a нa уме ледoк.

 Запишите получившиеся пословицы и укажите название сказки, которая подходит к данной пословице:

1. Рoбкoгo и тень _____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

2. Дoбрoе брaтствo ____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

3. Нa языке медoк,_____________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

4. Кaк aукнется,_______________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

5. Смёткa дoрoже______________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

6. Не дoрoгo нaчaлo,___________________________________________________________

Название сказки_______________________________________________________________

Задание 3. Исправьте ошибки в названиях сказок и запишите правильный вариант названия сказки

«Лягушка - королева»_________________________________________________________

«Солдатская куртка» ________________________________________________________

«Марья – боярская дочь и чудо-юдо»____________________________________________

«Ворон и сорока»_____________________________________________________________


Задание 4. Дать ответы на вопросы

1. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?

2. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон?

3. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка

4. Река, у которой сражался Иван - крестьянский сын?

5. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей 

6. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. 

 

Задание 5.  Ответить кратко на вопрос:

- Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

Ответ на этот вопрос начать можно так: У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных мне важным кажется то, что____. Бытовые сказки учат_____. Волшебные сказки учат______.

 

Спасибо за работу!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

01.11.2021 Литература 5-А, 5- Б

ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

04.02.2022 6-Б Литература